Дисульфид молибдена

Автор mvg, декабря 04, 2013, 10:30:38

« назад - далее »

mvg

Может быть здесь проконсультируют в отношении MoS2?

Страшилок в части этого компонента, похлеще чем в фильмах ужаса.

Побочные эффекты?

2MoS2 + 7O2 → 2MoO3 + 4SO2

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%28VI%29

В присутствии воды может образоваться неустойчивая сернистая кислота

Реакция обратима

ЦитироватьМолибдена(VI) оксид MoO3, белое с зеленоватым оттенком мягкое кристаллическое вещество со слоистой структурой. При температурах выше 800° С заметно возгоняется. Может быть получен при нагревании молибдена или его сульфида на воздухе при 600° С, прокаливанием парамолибдата аммония или молибденовой кислоты на воздухе:
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/MOLIBDEN.html?page=0,4

Где абразив и серная кислота, которыми пугают?

В каких количествах, если есть реакция, они могут сформироваться?
При каких условиях эта реакция может возникнуть и на сколько она вероятна?

http://www.markmet.ru/node/17864

И т.д.

В присутствии водорода, при температурах 400грС
2MoO3+H2=Mo+3H2O

Строго говоря, точно так же, как с "абразивом", можно придумать реакции обратного превращения Mo в МоS2, и так по кругу.
В наличии: кислород, водород, сера, высокие температуры

Где истина?


p.s. Вопрос размещен на нескольких форумах и пока без ответа....
Вполне допускаю, что-то мог перепутать. Не химик.

mvg

Содержание молибдена в маслах
Pennzoil Ultra 5W-30 - 84ед
Idemitsu Zepro 0W-20 - 947
Mobil1 ESP 0W-40 - 88
Motul 8100 X-Max 0W-40 - 99
Idemitsu Zepro Touring 5W-30 - 79
Red Line 5W-20 - 524
Mobil1 Extended Performance 5W-30 - 73
Toyota Genuine 0W-20 - 107
Motul 300V Ester Core 5W-40 - 667
Liqui Moly Molygen 5W-50 - 712
Тотек Астра Робот HR 5W-40 - 53
Motul 300V Trophy 0W-40 - 678
NISSAN SM 5W-30 (JAPAN) свежее - 69
Татнефть Люкс-3 10W-40 - 109

balabanov

Вы почти всё правильно расписали.
Дополнительно можно указать:
1. Не путайте диоксид молибдена (МоО2) - слоистое вещество, по структуре и свойствам близкое к графиту, с триоксидом молибдена (МоО3)- очень сильный абразивный материал (сами же приводите ссылку, что МоО3 - "кристаллическое вещество");
2. Образование серной кислоты, по представленной Вами формуле (а влага всегда присутсвует в масле, ввиде конденсата),  широко известное явление из научно-технической литературы, так называемый "стоп-эффект", рассмотренный еще в середине прошлого века классиком трибологии И.В. Крагельским.
Наиболее опасно это явление в открытых узлах трения, типа подшипников скольжения (втулках и т.д.).

balabanov

#3
Уважаемые коллеги!
Рекомендую внимательно прочитать статью:
«Масляная чума»: новая проблема для автомобилистов
http://www.fenom.ru/index.php/novosti/207-maslyanaya-chuma-novaya-problema-dlya-avtomobilistov.html

mvg

#4
Цитата: balabanov от декабря 06, 2013, 01:35:05  
Вы почти всё правильно расписали.
Дополнительно можно указать:
1. Не путайте диоксид молибдена (МоО2) - слоистое вещество, по структуре и свойствам близкое к графиту, с триоксидом молибдена (МоО3)- очень сильный абразивный материал (сами же приводите ссылку, что МоО3 - "кристаллическое вещество");
2. Образование серной кислоты, по представленной Вами формуле (а влага всегда присутсвует в масле, ввиде конденсата),  широко известное явление из научно-технической литературы, так называемый "стоп-эффект", рассмотренный еще в середине прошлого века классиком трибологии И.В. Крагельским.
Наиболее опасно это явление в открытых узлах трения, типа подшипников скольжения (втулках и т.д.).
1. Весь вопрос в твердости кристаллов. Кристаллы воды (лед) по отношению к стали мягкие, а по отношению к попе ;) твердые. Толком не смог найти информацию по МоО3.
2. Вероятно не серная, а сернистая. И опять же, весь вопрос в кол-вах и возможности щелочных присадок нейтрализовать все это дело. Полагаю, что топливо вносит существенно больший вклад в образование кислот.  Ведь не секрет, что при использовании газа в качестве топлива, часть проблем с окислением масла и загрязнением двигателя уходят на второй план.
Безусловно, коль скоро есть вероятность образования кислоты при использовании MoS2, ресурс масла будет несколько ниже. Но и здесь сплошные абстракции, в т.ч. и с "масляной чумой", где одна из причин - чрезмерно длительные интервалы замены, без учета условий эксплуатации.

При использовании MoDTC (модная штука), "жидкий молибден" -
ЦитироватьТак, установлено, что при смазывании узлов трения маслом, в которое введен дитиокарбамат молибдена, применяемый в качестве высокотемпературной антифрикционной присадки в современных энергосберегающих маслах, на рабочих поверхностях образуется дисульфид молибдена MoS2 - весьма эффективный смазочный материал
http://www.ngpedia.ru/id321306p1.html
(Выдержка из книги Чичинадзе А.В. «Трение износ и смазка Трибология и триботехника»)

Т.е. в зонах трения мы вновь имеем дело с MoS2 и вероятностью его дальнейших преобразований.

МоО3, как бы, тоже слоистая структура http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%28VI%29
ЦитироватьВ газовой фазе, три атома кислорода вместе связаны с центральным атомом молибдена. В твердом состоянии безводный MoO3 состоит из слоев искаженных октаэдров  в ромбической форме кристаллов. Края октаэдров образуют цепочки, которые соединены с атомами кислорода, которые и образуют слои.


Триоксид MoO3, белое с зеленоватым оттенком мягкое кристаллическое вещество со слоистой структурой.

Как версия, в части побочных эффектов (форум мотористов) - каталитические свойства разных форм молибдена.
Цитироватьдисульфид молибдена является катализатором при высоких температурах - в сочетании с высокой температурой в камере сгорания и высокозольными маслами в поршневых канавках начинает идти довольно интенсивное образование твердых отложений,что ,в конечном счете,приводит к ограничению подвижности поршневых колец

Если сложить все вместе, тогда и MoDTC в итоге (Чичинадзе А.В.) даст точно такой же результат, сформировав на поверхностях трения MoS2.

Тем не менее, принято считать, что MoDTC лишен недостатков MoS2... Кто-то ошибается или есть еще что-то неучтенное? Разница в способе доставки очевидна, а дальше-то все одинаково.

http://iknowit.ru/words/word39346.html Сложно представить, чтобы все эти процессы воссоздавались в двигателе для получения сколь либо больших количеств преобразованных форм.

ВУЛЬФЕНИТ (38% МоО3) - минерал класса молибдатов, имеет твердость около 3.

Лёд - 1,5
MoS2 - 1,5
Мягкое дерево, например сосна    1,6 HBS 10/100
Твёрдое дерево    от 2,6 до 7,0 HBS 10/100
Алюминий    15 HB
Медь    35 HB
Дюраль    70 HB
Мягкая сталь    120 HB
Нержавеющая сталь    250 HB
Стекло    500 HB
Инструментальная сталь    650—700 HB

Вроде как, если и может быть абразивом, то лишь для льда или дерева. Что-то тут не так.

balabanov

Уважаемые коллеги!

Моё почти 15-летнее сотрудничество с компанией АГА полностью завершено.
Надеюсь, что мои советы хотя бы немного помогли Вам в безопасной и надежной эксплуатации Ваших автомобилей!

Желаю всего хорошего на дороге и в жизни!!!

Доктор технических наук, профессор
Виктор Балабанов