Тормозные жидкости
Назначение тормозной жидкости состоит в передаче энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. Давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура жидкости в дисковых тормозах - 150-190°С. Во время работы в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает влажный воздух, в результате чего тормозная жидкость «увлажняется» и температура ее кипения снижается. Если при эксплуатации автомобиля температура кипения жидкости станет ниже 150°С, то в ней выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов.
Эксплуатационные требования к тормозным жидкостям. Классификация.
Тормозные жидкости должны иметь:
- хорошие вязкостно-температурные свойства;
- высокую температуру кипения при поглощении влаги;
- хорошие смазывающие свойства;
- отсутствие склонности к образованию твердых частиц и сгустков во время использования и хранения;
- высокие противокоррозионные и защитные свойства;
- совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами;
- высокую стабильность при хранении.
В России нет стандарта, который бы устанавливал общие технические требования к ТЖ, поэтому при разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS №116 и стандарт SAE Y 1703. Согласно классификации этих стандартов существуют три класса ТЖ: DOT-3, DOT-4, DOT-5. Аббревиатура DOT составлена из первых букв названия американского Министерства транспорта – Department of Transport. Классификация ТЖ по методам DOT в мире является общепринятой. Класс DOT-3 аналоги нашей «Невы» - это минимальный уровень требований, предъявляемых к ТЖ. Класс DOT-4 - специально разработанная ТЖ для высокоскоростных автомобилей с интенсивным режимом эксплуатации в городском цикле.
Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
Эксплуатационные свойства ТЖ определяются составом основных компонентов, входящих в них. В зависимости от основы ТЖ делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные ТЖ представляют собой смеси касторового масла и спирта. Смесь на основе бутилового спирта образует тормозную жидкость БСК, а смесь на основе этилового спирта - ЭСК. Эти ТЖ обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, они негигроскопичны, но имеют низкую температуру кипения.
Гликолевые ТЖ изготавливаются на основе различных соединений гликолей. Эти жидкости удовлетворяют требованиям DOT.
Силиконовые тормозные жидкости не абсорбируют влагу. Накопленная в ТЖ вода в свободном состоянии при нагревании свыше 100°С выпаривается, а при охлаждении ниже 0°С замерзает, что препятствует нормальной работе тормозной системы.
Таблица 1. Характеристики тормозных жидкостей
Наименование показателя | ДОТ-3 | ДОТ-4 | ДОТ-5 | БСК | Нева марка А | Нева марка Б | Томь | Роса |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Температура «сухого кипения» | 205 | 230 | 260 | 115 | 200 | 195 | 220 | 260 |
Температура кипения увлажненной жидкости | 140 | 155 | 180 | не норм. | 140 | 137 | 160 | 165 |
Рекомендации по применению тормозных жидкостей
- При замене ТЖ в автомобилях и их хранении следует придерживаться следующих общих рекомендаций:
- смену жидкости необходимо производить в сроки, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля (обычно раз в 1,5 – 2 года);
- жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем автомобиля, следует заменять только аналогичными, совместимыми с рекомендованными;
- ТЖ ядовиты, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности
- ТЖ следует хранить только в герметичной таре;
- ТЖ (кроме БСК) агрессивны к лакокрасочному покрытию автомобилей.
Эксперты
-
Техническое обслуживание системы нейтрализации отработанных газов
В процессе эксплуатации автомобиля с каталитическим нейтрализатором отработавших газов последний подвергается естественному загрязнению твердыми частицами продуктов сгорания. -
Обслуживание кузова и салона автомобиля
В процессе эксплуатации автомобиля поверхность кузова подвергается довольно резким перепадам температур. -
Трансмиссионные масла для автомобилей
Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников ...