Международная классификация моторных масел по SAE J300
Сегодня общепринятой в международном масштабе стала классификация вязкостно-температурных свойств моторных масел SAE J300 Американского общества автомобильных инженеров. Используя латинский алфавит, буквосочетание SAE правильно произносится "эс - эй - и", но обычно говорят просто "сае".
Эта классификация предусматривает шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60) классов.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, один из которых с буквой W - winter, т.е. зима, соответствует зимнему, а другой - летнему классу (например, SAE OW-30, SAE 5W-40, SAE 20W-50).
Для каждого зимнего класса вязкости в классификации SAE J300 установлены два значения динамической вязкости масла.
По первому определяют предельную температуру проворачиваемости - минимальную температуру тестируемого масла, при которой у исправного двигателя возможно проворачивание коленчатого вала стартером. При этом будет происходить активная подача масла к трущимся парам, что позволяет избежать высокого момента трения износа в узлах, смазываемым под давлением.
По второму определяют предельную температуру прокачиваемости — минимальную температуру, при которой масляный насос под давлением будет прокачивать масло по масляным магистралям при холодном пуске. Предельная температура прокачиваемости ниже предельной температуры проворачиваемости на 100С, причем динамическая вязкость в этом интервале между указанными температурами изменяется более чем в 10 раз.
Таким образом, каждый зимний класс характеризует две температуры масла: температуру, при которой возможен надежный пуск исправного двигателя от стартера, и температуру, при которой еще возможен пуск исправного двигателя без губительных последствий для высоконагруженных трущихся элементов, смазываемых под давлением от масляного насоса.

Уголок ступеньки соответствует предельной температуре проворачиваемости.
Для каждого летнего класса установлены диапазоны кинематической вязкости при 100°С и минимальное необходимое значение динамической вязкости при температуре 150°С. По мере численного возрастания летнего класса возрастает соответствующая ему вязкость, что отражено в таблице 1:
Таблица 1
Летний класс по SAE | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
---|---|---|---|---|---|
Кинематическая вязкость при 100°С мм2/с (сСт) | 5,6…9,3 | 9,3…12,5 | 12,5…16,3 | 16,3…21,9 | 21,9…26,1 |
Таким образом, летний класс характеризует пригодность масла для работы при высоких температурах, имеющих место в двигателе. Поскольку повышение температуры окружающего воздуха повышает теплонапряженное состояние деталей двигателя, то каждому летнему классу соответствует условный верхний температурный предел его применения.
В различных рекламных источниках могут встретиться различные температурные диапазоны работоспособности всесезонных и сезонных моторных масел. Что касается пределов использования по низким температурам, то по ним не должно быть расхождений, т.к. для каждого зимнего класса стандарт SAE однозначно предусматривает предельную температуру проворачиваемости и температуру прокачиваемости. В то же время не следует воспринимать эти значения буквально, т.к. все двигатели конструктивно отличаются по мощности стартера, пусковой частоте вращения, производительности масляного насоса, гидравлическому сопротивлению маслоприемника и главной масляной магистрали.
Расхождения в рекламных изданиях по верхнему температурному пределу определяются тем, что каждому летнему классу в стандарте SAE соответствует не одно единственное значение кинематической вязкости, а диапазон величин (см. таблицу 2.1). Следует подчеркнуть, что действительные верхние температурные пределы применения одного и того же масла в двигателях с различным уровнем форсирования могут существенно отличаться.
Для данных обстоятельств, следует подчеркнуть, что для каждого класса указываются типичные (т.е. обобщенные) температурные диапазоны работоспособности масел. Поэтому следует придерживаться следующего правила: при выборе моторного масла точкой отсчета должны быть классы SAE, рекомендованные заводом-изготовителем для эксплуатации в данных климатических условиях. Следует помнить, что применение для данных условий эксплуатации масел с более высоким летним классом по отношению к рекомендованному вызывает увеличение гидродинамических потерь, что негативно отражается на расходе топлива.
Переход на более вязкое по летнему классу масло (относительно рекомендованного) резонен лишь при выработке заметной доли ресурса двигателя (примерно 50%), переводе эксплуатации автомобиля в более жаркую климатическую зону, при форсировании двигателя или в случае каких-либо обстоятельств, снизивших давление в системе смазки.
Если производитель автомобиля допускает применение сезонных масел, то следует иметь в виду, что на маловязких зимних маслах SAE OW и SAE 5W нельзя эксплуатировать технику при температуре окружающего воздуха выше -10°С, а на масле SAE 10W — выше -5°С. Летние масла класса SAE 30 и более вязкие можно использовать при температуре не ниже +5°С.
Несоблюдение этих условий приводит к интенсивному изнашиванию двигателя, в первом случае — из-за недостаточной вязкости зимних масел при высоких температурах, что вызывает снижение несущей способности масляной пленки, во втором — из-за высокой вязкости летних масел при низких температурах, что определяет плохую прокачиваемость масла и, соответственно, недостаточную смазку трущихся пар.
Эксперты
-
Соответствие классификаций трансмиссионных масел ГОСТ, API, SAE
Для обозначения масел с повышенными противозадирными и противоизносными свойствами после цифровых обозначений ставят индексы ЕР или HD. -
Классификация моторных масел ILSAC и АСЕА
Американские и японские автомобилестроители совместно разработали требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых ДВС и ведут разработку требований к маслам для дизелей. -
Почему Hi-Gear?
Когда Вы обратитесь с вопросом в нашем магазине "Каким средством мне воспользоваться?", Вам скорее всего порекомендуют продукцию американской компании Hi-Gear Inc.