Международная классификация масел API по уровням эксплуатационных свойств
Первая классификация моторных масел по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств была разработана американским институтом нефти (АРI) еще в 1947 году. Используя латинский алфавит, буквосочетание API правильно произносится "эй - пи - ай", но обычно говорят просто "апи". С тех пор она многократно изменялась и дополнялась, но принцип подразделения моторных масел на две категории сохранялся всегда.
- К категории "S" (Service - сервис) относятся масла, предназначенные для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов (на них в США выполняется максимум сервисного обслуживания).
- К категории "С" (Commercial - коммерческий) относятся масла, предназначенные для дизелей дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники, автотранспорта, большегрузных тягачей (на чем "делают" коммерцию).
Уровни эксплуатационных свойств в классификации API обозначаются буквами латинского алфавита, стоящими за буквой "S" (для бензиновых ДВС) и за буквой "С" (для дизелей). Уровень эксплуатационных свойств возрастает по порядку латинского алфавита: А, В, С, D, E, F, G, H, J, L (буква I, стоящая в алфавите между Н и J, пропущена во избежание путаницы с похожей по написанию буквой J).
Классы масел для бензиновых двигателей (категория S)
- SL - для европейских и американских автомобилей выпуска с середины 2001 г.
- SJ - для европейских и американских автомобилей выпуска с конца 1996 г. до середины 2001 г.
- SH - для европейских и американских автомобилей 1993-96 г. выпуска и японских автомобилей с 1995 г. выпуска.
- SG - для европейских и американских автомобилей 1989-93 г. выпуска и японских автомобилей 1989-1995 г. выпуска.
- SF- для европейских и американских автомобилей 1980-89 г. выпуска и отечественных автомобилей.
Классы масел для дизельных двигателей (категория С)
- СН-4 - для высокофорсированных четырехтактных дизелей автомобилей выпуска после 1998 г., заменяют CF, CG.
- CG-4 - для высокофорсированных четырехтактных дизелей автомобилей выпуска после 1994 г.
- CF-2 - отвечающие требованиям для двухтактных дизелей транспортных средств. CF-4 - для высокофорсированных четырехтактных дизелей автомобилей выпуска до 1994 г.
- CF - для дизелей автомобилей выпуска до 1993-х.
Универсальные масла
Для обозначения универсальных масел используют двойную маркировку, например, API CF-4 / SG, API SH / CG-4 и т.п.
EC (ENERGY CONSERVING) - это обозначение применяется для энергосберегающих масел. Энергосберегающие масла отличаются малой вязкостью, легкотекучестью, минимальной испаряемостью.
Цифры при обозначении классов CF-4, CF-2, CG-4 дают информацию о соответствии класса к двухтактным или четырехтактным дизелям.
Поскольку работа автомобильного двухтактного ДВС характеризуется повышенной теплонапряженностью деталей, то масла для таких двигателей отличаются высокими противозадирными и противоизносными свойствами и небольшой зольностью. При тестировании масла на пригодность к применению на двухтактных дизелях, кроме лабораторных испытаний, методика API предусматривает стендовые испытания на полноразмерном двухтактном дизеле с турбо-наддувом. Устаревшие классы за ненадобностью сегодня исключены из классификации API. В настоящее время в США сертифицируют масла только с высшими уровнями эксплуатационных свойств.
Моторные масла, сертифицированные на соответствие тем или иным классам API, маркируются стандартным символом в виде двойного круга, в центре которого указаны классы вязкости по SAE (см. рис.1). На некоторых упаковках масел могут быть указаны уровни эксплуатационных свойств по API, но без стандартного символа с двойным кругом.
Это означает, что данное масло не проходило непосредственную сертификацию по классификации API, и классы API указаны по аналогии соответствия с другой системой классификации.
Эксперты
-
Техническое обслуживание (ТО) системы смазки
Общий комментарий по присадкам к маслу: существующий ассортимент моторных масел достаточно широк. Однако стандартные масла не могут обеспечить весь спектр требований, предъявляемый к ним в процессе эксплуатации. -
Эксплуатационные требования к качеству охлаждающих жидкостей
Охлаждающие жидкости в процессе работы двигателя нагреваются до температуры 80-90 градусов С, а при форсированном режиме работы и до 100 градусов С. -
Российская класификация трансмиссионных масел
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и по эксплуатационным свойствам в нашей стране регламентирована ГОСТ 1749.2-85.