Масла (жидкости) для АКПП и гидроусилителя руля
Основными функциями масел для АКПП являются: передача мощности от двигателя к ходовой части автомобиля; смазка узлов и деталей АКПП; циркуляция в системе управления АКПП; переда-ча энергии для включения фрикционных муфт; охлаждение деталей узлов и механизмов агрегата. Масло в гидромеханических коробках служит не только (даже не столько) смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции.
Ввиду специфических требований к маслам для АКПП эти масла иногда называют жидкостями ATF (Automatic Transmission Fluids). ATF должна обладать высокой текучестью, которая особенно необходима при низких температу-рах. Но чтобы при нагреве масло для АКПП не становилось излишне текучим, в него добавляют особый загуститель, проявляющий себя только в зоне действия высоких температур. Кроме того, в рабочую жидкость вводят модификаторы трения, противоизносные, антипенные, антиокислитель-ные и другие добавки.
К сожалению, единой классификации ATF не существует.
Эти жидкости имеют особые маркировки, наиболее распространенные из которых:
- Туре А и Dexron - соответствуют требованиям "Дженерал Моторс";
- Type F - требованиям "Форд" для автомо-билей выпуска до 1981 года;
- Мегсоn - требованиям "Форд" для автомобилей выпуска после 1981 года;
- Dexron II, Dexron IID, Dexron IIE, Dexron III отвечают более современным требованиям. Эти жидкости годятся для автоматических коробок передач других производителей, а привязка к фирме («Дженерал Моторс» или «Форд») означает лишь, что масла разрабатывались по ее заказу и сертифицированы ее специалистами.
Жидкости для АКПП отличаются от других масел высоким индексом вязкости. Это означает, что при значительном колебании температуры окружающей среды их вязкость изменяется меньше, чем вязкость моторных и трансмиссионных масел, поэтому их применяют для гидроусилителя рулевого управления.
Эксперты
-
Международная классификация моторных масел по SAE J300
Сегодня общепринятой в международном масштабе стала классификация вязкостно-температурных свойств моторных масел SAE J300 Американского общества автомобильных инженеров. -
Соответствие классов вязкости по ГОСТу и SAE
Таблица соответствия классов вязкости -
Техническое обслуживание (ТО) системы смазки
Общий комментарий по присадкам к маслу: существующий ассортимент моторных масел достаточно широк. Однако стандартные масла не могут обеспечить весь спектр требований, предъявляемый к ним в процессе эксплуатации.