Классификация пластичных смазок
Классификация по типу масла (основы)
- На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).
- На синтетических маслах (искусственно синтезированных).
- На растительных маслах.
- На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).
Классификация по природе загустителя
- Мыльные — это смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые (созданы в 1872 г.), кальциевые и алюминиевые (созданы в 1882 г.), литиевые (созданы в 1942 г.), комплексные (например, комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На мыльные приходится более 80% все-го производства смазок.
- Углеводородные — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются пара-фины, церезины, петролатумы и др.
- Неорганические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.
- Органические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры и др.
Классификация по области применения
В соответствии с ГОСТом 23258-78 смазки делятся на следующие группы:
- Антифрикционные — снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей.
- Консервационные — предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации.
- Уплотнительные — герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной ар-матуры (вентили, задвижки, краны).
- Канатные — предотвращают износ и коррозию стальных канатов.
В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения, многоцелевые смазки, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, автомо-бильные, авиационные и т.д.
В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые (Литол-24, Фиол-2М, Зимол, Лита) и антифрикционные смазки автомобильные (ЛСЦ-15, Фиол-2У, ШРБ-4, ШРУС-4, КСБ, ДТ-1, № 158, ЛЗ-31).
Классификация смазок по консистенции (густоте)
Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США). Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации (см. выше) — чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN — Институт стандартов Германии).
Таблица 1. Классификация смазок NLGI по консистенции
Класс | Диапазон пенетрации | Визуальная оценка консистенции |
---|---|---|
000 | 445…475 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
00 | 400…430 | Очень мягкая, аналогичная очень вязкому маслу |
0 | 355…385 | Мягкая |
1 | 310…340 | Мягкая |
2 | 265…295 | Вазелинообразная |
3 | 220…250 | Почти твердая |
4 | 175…205 | Твердая |
5 | 130…160 | Твердая |
6 | 85…115 | Очень твердая, мылообразная |
Примечание. Пластичные смазки, используемые на легковом автомобиле, принадлежат, как правило, ко второму классу.
Эксперты
-
Соответствие классификаций трансмиссионных масел ГОСТ, API, SAE
Для обозначения масел с повышенными противозадирными и противоизносными свойствами после цифровых обозначений ставят индексы ЕР или HD. -
Классификации трансмиссионных масел по API и SAE J 306 C
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт. -
Электролиты для аккумуляторов
Электролиты для кислотных автомобильных аккумуляторных батарей представляют собой смесь серной аккумуляторной кислоты с дистиллированной водой.