+7 (499) 788-73-71 788-73-72

117312, Москва,
ул. Ферсмана, 5/1

Колонка тех.эксперта

Главная / Экспертиза и обучение / Колонка тех.эксперта / Техническое обслуживание (ТО) системы смазки

Техническое обслуживание (ТО) системы смазки

Техническое обслуживание (ТО) системы смазки

Общий комментарий по присадкам к маслу: существующий ассорти­мент моторных масел достаточно широк. Однако стандартные масла не могут обеспечить весь спектр требований, предъявляемый к ним в про­цессе эксплуатации. Это вполне нормально и не является недостатком выпускаемых моторных масел. Для коррекции их свойств предназначе­ны специальные присадки, применение которых производится по инди­видуальным признакам автомобиля (двигателя). Использование приса­док к маслу представляет собой проявление высокой культуры эксплуа­тации автомобильной техники, позволяя радикально повысить ее надеж­ность и ресурс.

Промывочные составы

ТО системы смазки обычно сводится к выбору моторного масла соответству­ющего уровня качества, регулярной его смене и замене масляного фильтра. Од­нако этого недостаточно и вот почему: залитое в двигатель свежее моторное масло через несколько тысяч километров уже не соответствует своим исходным характеристикам, а отличается от них в худшую сторону, поскольку в процессе работы двигателя происходит неизбежное его старение. Даже самое высокока­чественное моторное масло подвергается старению (износу). Синтетическое масло стареет, но с меньшей интенсивностью по сравнению с минеральным, что определяет относительно больший срок его службы.

Напомним, что моторное масло неизбежно проникает через поршневые канавки и через неплотности в паре "кольцо-цилиндр" в камеру сгорания и там сгорает. Количественный расход масла на угар зависит от конструкции и степени износа двигателя. Он есть и у новых ДВС, что вызывает необходи­мость периодического добавления масла в двигатель. При частичной потере моюще-диспергирующих свойств масло предрасположено к активизации процесса коксования в высокотемпературной зоне поршневых колец. Параллельно происходит постепенная интенсификация процесса отложения вред­ных компонентов на других внутренних деталях двигателя и в каналах систе­мы смазки.

Это стимулирует развитие негативных процессов и может вызвать: закоксовывание поршневых колец, их пригорание и полную потерю подвижности, что неминуемо приведет к потере компрессии (соответственно к снижению мощности и ухудшению экономичности); повышение теплонапряженного состояния деталей двигателя из-за ухудшения теплоотвода, вызванного отложениями; загрязнение сеток маслоприемника масляного насоса и масляных каналов (соответственно ухудшение условий смазки); загрязнение дренажных отверстий поршня, служащих для стока масла, собираемого маслосъемным кольцом, закоксовывание самого маслосъемного кольца, что вызовет повышенный расход масла на угар.

Полностью избежать этих негативных последствий невозможно даже путем чрезмерно частой смены масла. Проблему снимают специальные промывочные масла и промывочные составы. Последние наиболее удобны, поскольку исключают операцию залива и слива промывочного масла. При каждой смене масла рекомендуется применять 5-10-минутные промывочные составы. Если двигатель долго не промывали, и он сильно загрязнен, то применя­ют так называемые мягкие промывки. Эти добавки, представляющие собой комплекс мощных моющих компонен­тов, превращают старое моторное масло, подлежащее замене, в промывоч­ное масло одноразового применения.

Регулярное использование промывоч­ных составов позволяет каждый раз смывать образовавшиеся отложения и пре­дотвращать неблагоприятные процессы, как у новых, так и у "бывалых" ДВС. Если газораспределительный механизм содержит гидротолкатели (толкатели с гидрокомпенсаторами), то, в связи с особенностями конструкции последних, в них могут накапливаться отложения, нарушающие исправную работу газораспределительного механизма. Появляется металлический стук, причиной ко­торого является "залипание" гидрокомпенсаторов. Если регулярно пользоваться указанными выше промывочными составами, то вероятность выхода из строя гидрокомпенсаторов по причине их загрязнения практически исключается.

Моющие присадки к моторному маслу постоянного действия

Предназначены для усиления моющих и диспергирующих свойств моторного масла (или компенсации их потери в процессе эксплуатации). Состав присадок способствует отмыванию существующих отложений и препятствует образованию новых. Устранить стук клапанов с помощью промывок и моющих присадок можно только у двигателей, механизм газораспределения которых содер­жит гидрокомпенсаторы. У отечественных двигателей массового производства их нет, кроме двигателей ЗМЗ-406 и ВАЗ 2112 (16-клапанные).

Антифрикционные добавки и присадки к моторным маслам

Все моторные масла в составе стандартного пакета присадок содержат анти­фрикционные (снижающие трение) присадки, которые, равно как и моюще-диспергирующие, в процессе старения масла утрачивают свои первоначальные свойства. За счет применения дополнительных (из ассортимента компании) антифрикционных добавок к маслу можно не только компенсировать потерю антифрикционных свойств стандартного моторного масла при его старении, но и существенно превзойти антифрикционные возможности любого свежего, даже самого высококачественного масла.

Рассмотрим различные условия смазки, имеющие место в двигателе. Это до­кажет необходимость применения специальных антифрикционных добавок.

Из­вестно, что при работе исправного двигателя в высоконагруженных шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала преобладает режим жидкостной (гид­родинамической) смазки. При пуске двигателя вращающаяся шейка вала захва­тывает слои масла и нагнетает их в клиновидный зазор, образованный эксцент­ричным расположением шейки относительно подшипника (такое расположение возникает при выключении двигателя). Под действием гидродинамических сил шейка "всплывает" в подшипнике, предотвращая непосредственное касание со­пряженных поверхностей вала и вкладышей. Роль масляного насоса заключает­ся в подаче необходимого количества масла, что возможно обеспечить только под давлением.

Именно условия жидкостной смазки определяют достаточно продолжитель­ный срок службы коленчатого вала и вкладышей. Однако изнашивание этих де­талей все же происходит, но в основном только в момент пуска и при высоких на­грузках, когда гидродинамической несущей способности масляного слоя недо­статочно и сопряженные поверхности вступают в непосредственный контакт.

Так, при пуске двигателя необходимое давление в системе смазки возника­ет не сразу (светится аварийный индикатор давления масла), что указывает на недостаток масла в парах трения. Это обстоятельство и небольшая частота вра­щения коленчатого вала вместе препятствуют образованию несущего давления масла в зазоре, вследствие чего может возникнуть режим граничного ("сухого") трения - работы с обширным контактом сопряженных поверхностей и режим смешанного трения - работы с локальным контактом сопряженных поверхнос­тей. В последнем случае нагрузка частично воспринимается масляной пленкой, а частично микронеровностями поверхностей контакта соприкасающихся дета­лей. Аналогичные условия трения возникают также при высоких нагрузках на двигатель.

sheik.jpg

Рис.1 "Всплывание" шейки коленчатого вала

В масляной пленке возникают локальные разрывы, и сопряженные поверхно­сти вступают в непосредственный контакт, сопровождающийся их изнашиванием.

Следует подчеркнуть, что такие пары трения как "цилиндро-поршневое коль­цо", "цилиндр-поршень", "кулачок-толкатель" работают в более жестких услови­ях по сравнению с подшипниками коленчатого вала, поскольку в этих узлах по целому ряду причин затруднено возникновение несущего клина.

Для снижения трения и износа поверхностей тяжелонагруженных дета­лей и предназначены антифрикционные добавки в масло из ассортимента компании, которые по механизму действия делятся на две основные группы:поверхностно-активные вещества (ПАВ), повышающие прочность смазочных пленок: так называемые многофункциональные добавки, химически активные вещества, при действии которых на поверхности ме­талла образуются структурные соединения, обладающие антифрикционным эффектом - ER, FENOM, SMT2.

Добавки первой группы укрепляют межмолекулярные связи и препятствуют разрыву масляной пленки в пятне контакта трущихся пар. Это противостоит об­разованию локальных зон граничного трения.

Добавки второй группы образуют антифрикционные структуры, которые предотвращают непосредственный контакт поверхностей (соответственно изна­шивание) при локальном разрыве масляной пленки и в случае задержки подачи масла к узлу трения.

Антифрикционные добавки высвобождают часть энергии, которая в обыч­ном случае затрачивается на преодоление сил трения в двигателе. Освобожден­ная энергия присоединяется к той энергии, которая идет на совершение полез­ной работы, отчего увеличивается мощность двигателя и улучшается топливная экономичность.

Величина освобождаемой энергии зави­сит от типа присадки, состояния двигателя, его конструктивных особенностей, стиля вождения и условий эксплуатации. Поэтому отзывы по результатам ис­пользования антифрикционных добавок могут отличаться. Однако надо особо подчеркнуть, что за счет антифрикционных добавок, в принципе, нельзя значи­тельно (например, на 20% и более) улучшить экономичность двигателя, посколь­ку потери на трение в поршневых ДВС невелики по сравнению с другими потеря­ми, оказывающими определяющее влияние на расход топлива.

Энергетика современных поршневых ДВС такова, что для снижения расхода топлива при максимальной мощности на 5% требуется как минимум на 8-10% снизить силы трения в двигателе. Поэтому улучшение топливной эконо­мичности на 13%, достигнутое за счет применения ER (см. Заключение АВТОВАЗа), говорит о выдающихся антифрикционных свойствах этого препарата, вызы­вающих существенное снижение сил трения и износа.

Из привелденного материала можно сделать вывод о том, что антифрикционные препараты реаль­но увеличивают срок службы двигателя даже в том случае, когда потребитель после введения добавки не заметил снижения расхода топлива или увеличения мощности двигателя.

Присадки к маслу — модификаторы вязкости

С помощью присадок этого класса можно восстанавливать естественную по­терю вязкости масла при эксплуатации, стабилизировать вязкость и при необхо­димости увеличивать ее до величин, существенно превышающих вязкость стан­дартных масел.

Присадки к маслу — герметизаторы течи

Эти присадки, растворяясь в масле, воздействуют на резиновые уплотнения и саль­ники, восстанавливая их эластичность (но не способствуют их набуханию!). Это позволяет останавливать течь масла без меха­нического вмешательства.

Многофункциональные присадки к маслу

Этот класс присадок включает препараты, действие которых происходит не по одно­му, а по нескольким направлениям. Например, они могут одновременно усили­вать антифрикционные свойства, стабилизировать вязкость, обладать моющим эффектом.

Старение моторного масла и сроки его смены

Старение моторного масла происходит вследствие загрязнения его атмосферной пылью, продуктами износа, газообразными, жидкими и твердыми частицами, образующимися в процессе сгорания топлива, а также в результате физико-химических измене­ний углеводородов базового масла и компонентов присадок. Старение масла приводит к интенсификации износа двигателя и образованию на его внутренних деталях высоко- и низкотемпературных отложений. Причем интенсивность про­цесса отложений возрастает по мере увеличения периода эксплуатации масла.

На банальный вопрос "Когда менять масло?" существует абсолютно точный ответ - тогда, когда его свойства ухудшатся до недопустимых пределов. Но как это определить? На современных иномарках очень просто — по загоранию сиг­нальной лампы, работающей от специального датчика, следящего за процессом старения масла.

Для автомобилей, у которых такого датчика нет, принято регламентировать срок смены масла в километрах пробега на основании комплекса различных ис­пытаний. Рекомендация эта весьма условна, поскольку она не учитывает ни ус­ловий эксплуатации, ни технического состояния конкретного двигателя — основ­ных факторов, определяющих старение масла. Ввиду этого периодичность сме­ны масла, установленная заводом-изготовителем, может служить лишь точкой отсчета для определения необходимого срока смены масла. Корректировка пе­риодичности производится с учетом особенностей эксплуатации и качества ис­пользуемого масла. Если уровень эксплуатационных свойств (API) применяемо­го масла выше рекомендованного заводом, то период эксплуатации масла может быть увеличен на 10...20%.

Таблица 1. Советы по изменению периодичности смены масла относительно рекомендованной изготовителем в зависимости от условий эксплуатации

Преобладающие условия эксплуатации Корректировка периодичности смены масла
С нагруженным прицепом Уменьшение на 40....60%
На скоростях выше 70% от макси­мальной (по техн. характеристике) Уменьшение на 20....30%
Езда по тяжелым проселочным дорогам Уменьшение на 30....40%
Многократные ежедневные поездки в городских условиях Уменьшение на 20...30%

Срок службы до замены определяется не только пробегом автомобиля, ре­жимом эксплуатации, но и временем, в течение которого совершен данный про­бег. С течением времени неизбежно происходит ухудшение защитных свойств масла, увеличивается коррозионная активность, поэтому даже если автомобиль эксплуатируется редко и только летом, то замена масла необходима не реже од­ного раза в год. При круглогодичной эксплуатации масло желательно менять дважды в год (весной и осенью), даже если пробег в течение каждого сезона на данном масле не достиг предельно допустимого.
Бывают синтетические масла, на которых указана периодичность смены, на­пример, 60 000 км. Следует подчеркнуть, что подобную надпись нельзя воспри­нимать буквально, поскольку, повторим, интенсивность старения масла в разных двигателях неодинакова.

Например, на упаковке масла QS-10W-40-DELUX указана периодичность смены 3000 миль (4800 км), обеспечивающая минимальный износ и чистоту дви­гателя при любых условиях эксплуатации. Эту рекомендацию можно принять за минимальную периодичность смены масла.

Совместимость моторных масел

Из различных источников поступала информация о негативных последстви­ях смешивания разнородных масел: образование сгустков, закупоривание мас­ляных каналов, нарушение слива масла из турбокомпрессора. В то же время известны случаи абсолютно безболезненного смешивания разнородных масел. Так, например, в Учебно-техническом центре AGA лабораторным методом произведено попарное смешивание в соотношении 1:1 синтетического масла "Мобил" и минеральных масел "Мобил", "Кастрол", "Ситгоу". Все эти смеси были доведены до кипения. Никаких сгустков или осадков не возникло, все смеси после нагревания представляли собой абсолютно однородный состав, который оставался стабильным в течение месяца.

Известны случаи беспроблемной длительной эксплуатации двигателей на смеси синтетических и минеральных моторных масел разных фирм. Однако специалисты по мотор­ным маслам Научного автомоторного института (НАМИ) и Всероссийского НИИ по переработке нефти (ВНИИНП) утверждают, что нельзя гарантиро­вать совместимость любой пары разнородных масел. В одних случаях все будет нормально, а в других может произойти реакция между компонентами присадок, ухудшающая свойства масел. Чтобы ответить на вопрос о свойствах смеси конкретной пары минерального и синтетического масла, необходимо проводить специальную экспертизу, поэтому смешивать моторные масла, изготовленные на разной основе (минеральное, полусинтетическое, син­тетическое), не следует.

Беспроблемный переход с минерального на синтетическое масло имеет место, если после минерального масла сначала использовать полусинтети­ческое, а затем уже залить синтетическое, или применить при смене масла так называемые адаптирующие промывки и поменять, разумеется, масляный фильтр.

Указанную процедуру можно исполнять и в обратной последовательнос­ти. Надо только знать, что для синтетических масел необходимы сальники, изготовленные из специальных материалов, поэтому нежелательно приме­нять синтетические масла для двигателей, инструкцией которых это не пре­дусмотрено.

Что касается смешивания между собой однородных масел разной вязкости, то каких-либо ограничений здесь нет.

Эксперты

Напишите нам